Новости митрополии

Трансформация медицинской лексики в современной врачебной практике

Трансформация медицинской лексики в современной врачебной практике
К Дню славянской письменности и культуры В Писании сказано: от избытка сердца говорят уста (Мф. 12:34). Действительно, наша речь отражает внутреннее состояние человека, выявляет его отношение к выполняемой деятельности. Активный словарь

К Дню славянской письменности и культуры

В Писании сказано: «от избытка сердца говорят уста» (Мф. 12:34). Действительно, наша речь отражает внутреннее состояние человека, выявляет его отношение к выполняемой деятельности. Активный словарь медицины претерпевает в настоящее время серьезные изменения. Но врачевание по своему содержанию и целям должно оставаться прежним. Есть ли сопряженность между словом и делом в медицине? Представляет ли риск для врачевания, казалось бы, неизбежные изменения в нашей профессиональной речи?

Трансформация врачебной лексики в современной врачебной практике

В официальном тексте о медицине, который знаком и понятен каждому, предлагаю обратить внимание на выделенные слова.

«Здравоохранение в современных условиях занимается охраной здоровья граждан, как правило, осуществляемого в лечебно-профилактических учреждениях путем оказания медицинской помощи, включающей предоставление медицинских услуг, которые равнозначны медицинским вмешательствам, затрагивающим физическое или психическое состояние человека, они имеют профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность, а также производство искусственных прерываний беременности.

В здравоохранении активно участвуют субъекты. С одной стороны, это пациент, т.е. тот, кому оказывается медицинская помощь или кто обратился за медицинской помощью. С другой стороны, это медицинский работник или индивидуальный предприниматель. Среди медицинских работников выделяют лечащего врача. Они взаимодействуют с пациентом, выполняя должностные обязанности через осуществление медицинской деятельности, в которую включена медицинская помощь, причем лечащий врач оказывает медицинскую помощь «непосредственно».

Врач, при получении диплома дает клятву выполнять врачебный долгпосвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека, иметь постоянную готовность к оказанию медицинской помощихранить врачебную тайнувнимательно и заботливо относиться к любому пациенту, проявлять высочайшее уважение к жизни человека. Делать все это он обязан в соответствии со своей квалификацией, должностными инструкциями, служебными и должностными обязанностями.

Характер взаимоотношений между пациентом и лечащим врачом имеет юридическое основание, оформленное в виде информированного добровольного согласия на исследования, манипуляции, операции».

Оставим на другое время разговор о диссонансе между призывом проявлять высочайшее уважение к жизни человека и практикой выполнения абортов, как и нестыковку между обещанием хранить врачебную тайну и введением электронного медицинского документооборота.

Тем не менее, приведенные формулировки и понятия стали обыденно-привычными. Кажется, что все верно сказано. Но тогда отчего вдруг так много препирательств, недовольств и жалоб различного рода между непосредственными «участниками медицинского взаимодействия»? Может быть, что-то нами теряется? Для того, чтобы ответить на все заданные вопросы, не без пользы для себя совершим небольшой историко-лингвистический экскурс.

ОБ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНАХ И ПОНЯТИЯХ

Знаток древне-русского языка В.И. Даль дает определения понятиям здоровье и болезнь. 

Владимир Даль

Здравие – «отсутствие недуга, болезни, когда все жизненные отправления идут в полном порядке»; а болезнь - «боль, хворь, недужина, недуг, немочь, скорбь (телесная), хиль, нездоровье // самое чувство, телесное страдание» и, наконец, «день печали».

Соответственно, человек, обладающий здоровьем, это – «здоровый, одаренный здоровьем// дюжий, сильный, крепкий, дебелый», а больной человек назывался «немочный, немогущий, хворый, хилой, скорбный, одержимый какою болезнию, болью».

Именно поэтому устойчиво в медицине оказывается помощь, как желание влить недостающую мощь в ослабленный организм. Это немного другое, чем медицинская услуга.

Боль не только материальное явление. Ею также называли «чувство горя, истомы, страданий душевных; скорбь, грусть, тоска, кручина, жаль, сокрушение». В давние времена такой страдающий человек назывался болезненный, болявый.

У окружающих людей состояние ослабевшего человека вызывало ответное чувство и тогда ближнего, проявляющего сострадание, мягкосердечие, милосердие называли теми же словами – болезнивый, болестныйБолезновать о ком-то и означало «соболезновать, сострадать, сочувствовать, сожалеть, скорбеть».

Это очень важное нравственное обстоятельство: боль поражает не только страдающего человека, но она влияет и на человека, который оказывает помощь, делая его «болезнивым», т.е. мягкосердным, сострадательным. Такая удивительная закономерность обнаруживается и в других исконно русских словах, свидетельствуя о характере русской христианской души. Ниже мы еще приведем подобный пример.

Врач в старину назывался лекарь или лечец, поэтому лечение тогда называлось лекование, от корня лек – зелье, лекарство.

Лекарь

Удивительно, но в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» №323 от 21.11.11г. среди основных понятий мы не найдем определение хорошо известному участнику лечебного процесса - медицинской сестре. Почему?

В русском слове «сестра», по мнению специалистов, присутствует корень «сосцы», указывающее на общность вскармливания. Действительно, сестра - это дочь одних родителей. Но у этого слова есть и иное, высокое значение – единомышленница, товарищ в каком-нибудь общем деле. Поэтому в монастырях монахини зовут друг друга сестрами. Истоки общего дела сестер-монахинь мы находим у женщин-мироносиц, описанных в Священном Писании, которые следовали за Господом, а затем и за Его учениками, были привязаны горячей верой к учению Христа и содействовали Божественной проповеди апостолов. Они стали образцом христианского служения.

В 1844 г. в СПб была основана православная община сестер милосердия, которые выбрали своим служением «попечение о бедных больных, утешение скорбящих, приведение на путь истины лиц, предавшихся порокам, воспитание бесприютных детей и исправление детей с дурными наклонностями». Неизменными качествами сестер были строгая нравственность, любовь и милосердие к ближнему, трудолюбие и самоотверженность, дисциплинированность и беспрекословное подчинение начальству.

сестры милосердия       сестра милосердия 

После Октябрьской революции в 1917г. новой властью была поставлена задача подготовки медицинских сестер, владеющих техническими навыками и являющихся помощниками врача. Предлагалось термин «медсестра» заменить на «помврача» или «замврача». В постановлении Наркомздрава (1927г.) говорилось о содержании работы медицинской сестры: «Средний медработник должен быть только помощником врача, работать по его указаниям и под его наблюдением, должен быть вполне готов к выполнению всех процедур, назначаемых врачом, и обладать точно выработанными техническими навыками».

Позже мало что изменилось. В Популярной медицинской энциклопедии (1963г.) о медицинской сестре говорится так: "Лицо средней медицинской квалификации, работающее под руководством врача и выполняющее его назначения и некоторые процедуры".

В настоящее время в лечебном учреждении мы встречаем палатных, операционных, процедурных сестер, есть даже сестра-хозяйка. Деление происходит по функциональному признаку.

Итак, различия между «сестрой милосердия» и «медицинской сестрой» - несомненно, существенные, заключающиеся в трансформации профессиональной роли ухаживающего за больным человеком и постепенном выхолащивании и оскудении смысла этого вида деятельности.

Лечение больных происходит в больнице, которая ранее называлась по-разному: лечебница, недужница, скорбный дом, лазарет, госпиталь.

КАКОВО ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ЛЕЧЕБНОГО ДЕЛА?

Болезнь приходит к человеку различно: она может посетить, поразить, скрутить, напасть. У больного возникают раны, язвы, жар, помрачение. Все это слова будто взяты из военного лексикона. Действительно, в болезни человек оказывается один на один с «противником» - заболеванием. Часто он полагается на свои силы. Но чем серьезнее заболевание, тем чаще ему требуется помощь, которую он ищет у людей и Бога. К людям он обращается с мольбой, а к Господу и Богородице - с молитвой. В этих однокоренных прошениях слышится слезная просьба об оказании помощи: «Мощь бо моя во мне изнеможе и весь нечаянием одержим есмь, Мати Божия Пречистая, исцели недугующа люте…».

Молитва за больного

Если обращение за помощью Свыше устойчиво присутствует в традициях нашего народа, то почему в современных ординаторских нередко слышны горделивые насмешки врачей о молитвах пациентов к Богу и все еще встречаются отказы в проведении Церковных Таинств в лечебных учреждениях? Этому причина - атеистический дух. В современной речи медиков при оказании помощи больным людям все чаще звучат горделивые фразы, напоенные духом всемогущества: «современные технологии в медицине», «генная инженерия», «вспомогательная репродукция» и т.д.

современная медицина

От доктора ждут действий и взывают к нему: «Доктор, спасите!».

При благоприятном исходе врача нередко называют «спасителем», больные и родственники его долго помнят. Эта традиция, отражающая свойство благодарного русского сердца, является многовековой. Но, пользуясь ею, народ понимал, что врач является проводником воли Божией, исполнителем Его одной из главной заповеди «о любви к ближнему». Иными словами спасение и избавление идет от Господа, к Которому обращаются в трудную минуту и, воздавая должное человеку-врачу, исцелившиеся славят истинного Спасителя и Избавителя – Господа.

Спаситель

О ТАЙНОМ И ЯВНОМ, ИЛИ О ВРАЧЕБНОЙ ТАЙНЕ

На определенном этапе врачебного приема, после опроса, для выявления признаков болезни доктор предлагает больному человеку: «Разденьтесь!». Таким образом, болящий некоторое время становится обнаженным - «нагим». Взор исследователя останавливается на «язвах» болезни - симптомах, признаках и проявлениях болезни (то, что стало явным).

Но для врача при болезни обнажается не только тело больного, но как бы лишается покровов и причина, приведшая к заболеванию. Это зачастую составляет глубокую личную тайну, раскрыв которую можно прикоснуться к самой сути жизненной истории больного. Иными словами, в болезни снимаются «одежды» в широком смысле слова, как покров с тела и души, защищающий нас от стыда, становятся явными тайные увлечения нашей жизни.

У больного неизбежно рождается чувство стеснительности и даже стыда. Именно поэтому к врачу всегда предъявлялось требование быть деликатным, т.е. покрыть тело лечением и сочувствием, а причину болезни тайной.

Однако существует еще одно, более глубокое, понимание обнаженности человека в болезни: Православная Церковь утверждает, что главная причина и болезни, и стыда – это обнажение от «дел благих». Потому в молитвах просят о себе: «… обнаженному всякого дела блага. Милостив ми буди грешному ….» и далее: «Ты Сам, покрывая, сохрани мя от всякого сопротивного обстояния Божественною Твоею властию, и неизреченным человеколюбием и силою».

Как было бы хорошо врачу повести беседу с больным человеком таким образом, чтобы ему самому стала явной главная причина болезни, а врач-собеседник покрыл бы ее милосердием, «человеколюбием и силою» своего врачебного искусства, сохранил профессиональным умением от «сопротивного обстояния» и указал верный путь к выздоровлению! Именно такое направление деятельности врача подсказывают нам молитвы, так издавна на Руси и воспринималось врачевание.

«ДОКТОР, ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ...»

Взволнованные родственники больного в тяжелых случаях просят врача «обратить внимание», «присмотреть» за страждущим. Если вы когда-то обращались с подобной просьбой, то велика вероятность того, что получали ответ: «Мы ко всем внимательны!». Но почему-то он нас никак не устраивает. Давайте попробуем разобраться.

В словаре В.И. Даля находим: «Внимати – слушать, обращать внимание, уважать, прилепляться, заботиться, беречь, наблюдать», т.е. имеется четкое указание на проявление бдительности. Просьба «присмотреть» означает «соблюдать, соблюсти - сохранять, охранять, сберегать; хранить, беречь, стеречь; содержать в целости; исполнять строго, всецело, в точности, добросовестно». Перед нами еще один пример духовной содержательности нашего слова. В русском языке действие включает нравственный компонент: внимание, это не просто слушать, но уважить и заботиться; присмотреть, это не просто сохранить, но сделать это добросовестно и в точности! Так вот о чем просят родственники! Тогда ответ врача: «Мы всегда внимательны» можно, вкладывая первоначальный смысл, начинает звучать таким образом: «Я всегда всех больных уважу и окружу заботой, сделаю это добросовестно и точно!». Кто из нас этим может похвастаться?

В каждом отделении больницы есть особый журнал для дежурного врача - «Журнал наблюдения за тяжелыми больными». Он содержит список больных, которых врачу надо особо «соблюсти» и «уберечь», проявить бдительность. Журнал является материальным воплощением требования «соблюди, наблюдай, будь бдительным, будь в курсе событий, сохрани, удержи». Этим самым врач сравнивается с бдительным стражем, зорко вглядывающемся в течение болезни и прикладывающем усилие сохранить больного. От чего? От смерти, которая своей железной хваткой может похитить родного болящего человека. Поэтому в словах «внимание», «бдительность», «охранение», «похищение» есть указание на «воинское» назначение врача. Действительно, врачебные ошибки нередки от рассеянности, потери бдительности, когда ухудшение в течении болезни происходит «вдруг» и «внезапно»«никто и не ожидал». Тогда, может быть, честнее отвечать на просьбы родственников «присмотреть» – «Я постараюсь!»?

Больной и его родственники, обращаясь со святыми молитвами к Богу, непрестанно взывают о том же: «убогую душу мою соблюди, Иисусе Христе, Боже наш», «Ангела Твоего хранителя посли, покрывающа и соблюдающа мя от всякого зла…», тем самым, помогая врачу в его заступлении. Какой врач откажется от такой молитвенной поддержки в своем труде?

Моя мама, врач-педиатр, как и другие сотрудники, говорила, что она «заступила на дежурство». Вслушайтесь в славянские слова «заступить», «заступник», «защитник». Они означают, что больной приобрел человека, который встал между ним и его болезнью и намерен его защищать. «Заступить на дежурство» - для врача, часто сознательно, означало встать на защиту больного, бороться и принять удар на себя. «Заступать, заступитьчто, кого; ступая, заслонять собою, преграждать; || *ограждать, оборонять, защищать; || поступать вместо кого, заменять». Тогда больной становится заступным, -находящимся под чьею зашитою.

ночное дежурство

«Заступное дело святое" - говорили на Руси.

Сейчас в истории болезни пишут иначе: «Пациентка Н. принята на курацию врачом М.». Согласно словарю иностранных слов «Куратор [лат. сurator - попечитель] – 1) лицо, которому поручено наблюдение за какой-л. работой; <…>; 3) студент-медик, следящий за ходом болезни лежащего в клинике больного». То есть совсем по-иному отзывается в душе современная фраза с иностранным словом - «принять пациента на курацию», в которой заложено указание на «слежение», «сопровождение» больного в его болезни, но совсем нет решимости и жертвенности, слышимыми во фразе первого случая с опорой на родной язык.

Конечно, использование нововведенной фразы совсем не исключает, то, что врач, «курирующий больную», может быть готов не просто следить, но и оказать посильную помощь, при этом бодрствовать и переживать, однако существует закономерность, замеченная многими чуткими людьми: То, как мы говорим и пишем, при неоднократном повторении, рано или поздно, изменит суть наших действий, да и нас самих.

Завершая ограниченный разговор о лексических изменениях в медицинской практике, несомненным становится вывод о том, что они вызваны реформой профессиональной модели оказания помощи больному и способствуют искажению благородной сути врачевания – помощи больным людям. Деонтологические нормы, определяющие границы поведения медицинских работников также вырастают из этой новой модели медицины со своей терминологией, они разительно отличаются от содержания деятельности лекарей и сестер милосердия, когда, оказывая помощь, опирались на любовь к ближнему, а не на юридические основания.

В эпиграфе к произведению В.Ф. Одоевского «Живой мертвец» сформулирован интересный психологический принцип: 

«Мне бы хотелось выразить буквами тот психологический закон, по которому ни одно слово, произнесенное человеком, ни один поступок не забываются, не пропадают в мире, но производят непременно какое-либо действие; так что ответственность соединена с каждым словом, незначащим поступком, с каждым движением души человека».

В наших силах сохранить наше достояние – саму суть врачевания.

Харченко Елена Васильевна,

к.м.н, врач акушер-гинеколог,

председатель Алтайского отделения Общества православных врачей



Все новости раздела


Другие новости раздела

Хор воскресной школы Покровского кафедрального собора выступил в ДК Барнаула на Пасху

Хор воскресной школы Покровского кафедрального собора выступил в ДК Барнаула на Пасху

24 апреля, в праздничный пасхальный день в ДК Барнаула выступил хор воскресной школы Покровского кафедрального собора, под руководством Вероники Архиреевой девочки исполнили: Тропарь Пасхи греко-латино-славянский; Он воскрес и теперь переливами А. Чепурен

Встречаем Пасху!

Встречаем Пасху!

Христос Воскрес! Воистину Воскрес! - Звучали звонкие голоса ребят Воскресной школы Храма пророка Божия Илии и всех присутствующих на Празднике. Светлым праздником величают люди Пасху Христову. Подобно тому, как солнце светит и греет нас, так свет души и р

Популярные новости

Юродство ради Христа как феномен в православной русской истории
Социальное служение

Юродство ради Христа как феномен в православной русской истории

5 февраля, в рамках социального общественного служения, по благословению руководителя секретариата Алтайского отделения ВРНС, благочинного Барнаульского городского округа, настоятеля Александро-Невского Собор протоиерея Андрея Басова, его ...