Русская Православная Церковь
Московский Патриархат, Алтайская Митрополия
Барнаульская Епархия

Новости митрополии

Версия для печати

Доктор биологических наук АГУ Ольга Филатова о верующих людях в ученой среде

23.10.2019

453-4234-465700.jpg

Вроде, уже четверть века прошло, как перестала звучать назойливая госпропаганда о том, что атеизм – признак научного склада ума, а верующие – это просто люди с недостаточным образованием, и все равно даже в наше время не исчез стереотип, предполагающий, что ученые (по крайней мере, те, кто занимается естественными науками броде биологии, физиологии, геологии и т.д.) не могут быть верующими. Доктор биологических наук, профессор кафедры зоологии и физиологии Алтайского государственного университета Ольга Филатова своим примером опровергает это устоявшееся мнение, ведь в свои 55 лет она празднует еще один юбилей – 25 лет воцерковления, причем вера для нее – не просто некое внутреннее убеждение, но то, чем она живет. Ольга Викторовна действительно не похожа на многих своих коллег, например, она сторонница креационизма – теории, которая является дискуссионной в том числе в кругах православных ученых. С Ольгой Филатовой удалось поговорить о науке и различных теориях, о том, сколько среди ученых верующих людей, о чуде крестного хода и пользе детективов, а также о многом другом.

 

Расскажите, пожалуйста, с чего начиналась Ваша жизнь в науке.

– Я закончила Алтайский государственный университет в 1986 году, осталась работать на кафедре, а через год поступила в аспирантуру, успешно закончила ее и в 1992 году защитила кандидатскую диссертацию. Кандидатская плавно перетекла в докторскую, потому что они базово были связаны. Речь идет, если сказать просто, о регуляции диаметра сосудов потоком. Эта тема связана с сопротивлением материалов в приложении к биологическому объекту. На защите кандидатской мне пели много дифирамбов, говорили, что надо довести работу до конца и защищать докторскую. В конце концов я так и сделала. Докторскую защитила в 2006 году.

Когда ушла на ставку научного сотрудника для подготовки и непосредственно написания докторской диссертации, именно в этот момент окончательно воцерковилась. Мне было в ту пору 33 года. Вместо того, чтобы писать диссертацию, я перелопатила огромную гору духовной литературы по Православию, а докторскую написала несколько позже. Наверное, так Господь все устроил, что мне надо было эти два года быть дома и иметь возможность много читать, чтобы создать у себя базис веры. Это было необходимо для личного развития.

IMG-20190926-WA0002.jpg

 

Храм Знаменского монастыря в Барнауле,
прихожанкой которого стала Ольга Филатова 

 

Каков круг Ваших научных интересов?

– Тема, которой я занималась, очень перспективная, по ней даже была получена Нобелевская премия. Но… человек предполагает, а Господь располагает. У нас горел корпус, мы неоднократно переезжали, сидели в подвале другого корпуса, потом вернулись в химкорпус. Из-за неоднократных переездов кафедра практически была разгромлена, и мы лишились необходимого оборудования. В итоге моя научная тема трансформировалась. Некоторое время я занималась физиологической антропологией – особенностями физического развития людей в разных регионах. В частности, в Алтайском крае. Изучали влияние экологических факторов.

А география?

– Конечно, и географию учитывали – биогеохимические факторы на уровне микроэлементов. Там идет взаимосвязанная цепочка: вода – почва – растения – животные – человек. Из этого стало ясно видно, как влияют на жителей факторы питания через экологию и биогеохимические условия проживания. И у меня эта тема трансформировалась в то, что сейчас в науке именуется антропологической нутрициологией. Нутрициология – это наука о питании.

Очень важная научная отрасль, имеющая большое практическое значение!

– И получается, что вот уже несколько лет (три-четыре года) мы занимаемся исследованием питания у разных групп населения, особенностей компонентного состава тела в связи с питанием, нарушения пищевого поведения и т.д.

Биология, физиология – отрасли науки, которые базируются на таких фундаментальных постулатах, как теория эволюции и пр. Многие биологи твердо стоят на чисто материалистических позициях, а некоторые даже исповедуют идеологию социал-дарвинизма. И вдруг ты становишься верующим человеком, то есть идешь явно против течения. Как могло такое случиться? Что подвигло прийти в храм Божий? Ведь у каждого свой путь к Богу, нередко таинственный, порой страшный. Каков был твой?

– Я смотрела передачу про Соловецкий монастырь, и там говорил настоятель, что люди в нашей стране в социалистический период жили под коммунистическим гипнозом, и когда стала раскрываться правда об убийстве Царской семьи, этот гипноз начал рассеиваться. Под таким же гипнозом жила и я. Еще на уроках природоведения теорию эволюции детям забивали в мозги железными гвоздями.

34323213.pngКогда я пришла к вере, об этом не задумывалась. Но потом стала читать книги об эволюции, и у меня начало что-то проясняться в голове. Потом ездила на Рождественские чтения в Москву, где попала не на секцию, где православные креационисты обсуждали Шестоднев, а на секцию, где были православные эволюционисты. Это были ученые со степенями, и они очень напористо утверждали, что креационная теория несостоятельна, так как Земле – не 10 тысяч лет, а миллионы. Для меня это послужило толчком задать себе вопрос: а где же все-таки истина?

Я прочитала очень много книг на эту тему, целую полку в шкафу; потратила на это много лет. Постепенно туман в голове рассеялся. Я стала полностью сторонником креационной теории о том, что Земле именно 10 тысяч лет, а не миллионы и миллиарды. Вот один из аргументов: если бы Земле было 4 миллиарда лет, то слой космической пыли на луне составлял бы несколько метров. А слой пыли оказался всего 2-3 сантиметра. Для 10 тысяч лет это нормально. Другие методы определения возраста земли абсолютно ненадежны. Единственный точный метод – по углероду С14. Но у него период полураспада 5,5 тысяч лет, то есть опять-таки в пределах 10 тысяч лет! И уровень солености мирового океана был бы другим, если бы Земле было 4 миллиарда лет. И еще один аргумент, о котором говорил сам Дарвин: нет переходных форм между таксонами. Прошло больше ста лет, а переходных форм так и не нашли, хотя усиленно искали.

«Ищут давно и не могут найти…»

– Да. Я в молодости выписывала журнал «В мире науки» («Scientific American») – аналог нашего журнала «Наука и жизнь» – и там прочла статью, в которой сообщалось, что итальянский генетик Луиджи Лука Ковалли-Сфорца методом картирования митохондриальной ДНК показал, что все женщины в мире произошли от одной-единственной женщины. Также было доказано другими учеными, что все мужчины произошли от одного-единственного мужчины. Мы все произошли от Адама и Евы…

Выходит, что Вы пришли к вере чисто интеллектуальным путем? Или все же были какие-то скорби, которые способствовали этому?

– За 25 лет пребывания в церковной ограде я поняла для себя, что мы приходим к вере по «намоленности» нашего рода. Нас вымаливают наши верующие православные предки. У моей мамы дедушка был верующим, трудился алтарником, а у мужа его дед пел на клиросе в коробейниковском храме, он был слепой регент.

Поначалу ходила на службы из любопытства, хотя уже была крещеная. А крестили меня в Киеве – ездила туда в гости к тете. Одна женщина там сказала: «Как же ты из Киева некрещеная уедешь?!» И я пошла в ближайший храм и приняла там крещение. Но ходить в церковь стала только через четыре года. Вот так меня призвал Господь.

Научное и религиозное мировоззрение – возможна ли их гармония на примере одного конкретно взятого ученого? Не возникает ли порой когнитивный диссонанс?

– Об этом много написано: одно абсолютно не противоречит другому! Более того, если брать наиболее крупных ученых (лауреатов Нобелевской премии и ученых, которые вошли в учебники), 92% из них, по имеющимся данным, – верующие люди, это Паскаль, Ньютон, Мендель, Ломоносов, Менделеев и др., 6% – колеблющиеся и только 2% – так называемые абсолютные атеисты.

Дело в том, что ученый человек познает Божий мир и его закономерности. Жорж Кювье – зоолог – был верующим человеком, но это ему совершено не мешало систематизировать животный мир.

А Чарльз Дарвин – недоучка-богослов, он ведь не биолог! Понятие естественного и искусственного отбора было известно до Дарвина, и о наследственности также было известно. Он просто по-другому интерпретировал те данные (вьюрков), которые обнаружил на Галапагосских островах. Кстати, у Чарльза родители были кузены – такое (браки близких родственников) часто в Англии и Европе практиковалось, чтобы богатство не уходило из семьи. И Дарвин рано начал страдать алкоголизмом. Это Британское общество трезвости отправило его в кругосветное путешествие на корабле «Бигль»: есть такая методика лечения – переключить человека на что угодно (на собирание марок, спичечных коробков и т.д.). И, между прочим, метод в данном случае сработал: Дарвин перестал употреблять алкоголь… Что касается его «учения», то Дарвин – дилетант, «теорию эволюции» которого другие люди подняли на щит и понесли как знамя.

Кстати, ближайший друг Дарвина Чарльз Лайель – юрист по образованию – вдруг заделался геологом и стал описывать слои и пласты в толще земли, которым, по его мнению, миллионы лет.

Грегор Мендель, родоначальник генетики, был монахом. Он посылал свои статьи Дарвину, но тот вообще в них ничего не понял. Михаил Васильевич Ломоносов, Исаак Ньютон, Блез Паскаль и т.д. – все они были верующими людьми. Несть им числа! Верующий человек должен строго соблюдать этические нормы. Данные должны быть честно интерпретированы. Возникает и вопрос с учениками: кто имеет право на авторство данных?

Когда я разобралась с теорией эволюции, поняла, что вся биология пронизана духом эволюционизма. Порой доходит до абсурда. Тут ведь еще вот что… Человек задается или нет вопросом: в чем смысл жизни? Ищет ли он ответы на экзистенциальные, философские вопросы? Или он просто пришел на лекцию, пересказал учебник студентам – и все? Человека можно сравнить с полным стаканом. Если он полон собой, своим самомнением, гордыней, в этот стакан больше ничего не нальешь. Для него слова о вере, о Христе – это марсианский язык. Не поймет и не услышит. Он полон собой.

Произошли ли за прошедшие четверть века среди научной интеллигенции и студенчества изменения баланса в сторону веры? Это важно для нас, ведь не зря говорят: не стоит село без праведника и город без святого.

– Когда я начала ходить в храм, у моих коллег был страшный шок. А я, тем более, не скрывала, из меня фонтан эмоций бил как из новоначальной. Сейчас стали более терпимо относиться к этому – я бы так сказала. Кстати, я преподаю предмет «Основы биоэтики», который читается на биофаке всем студентам. У меня сложилось впечатление, что у студентов в голове по-прежнему коммунистический туман. В школе никаких азов религиозных знаний дети вообще не получают, в них закладывается полностью материалистическое мировоззрение. Правда, у многих из них появилось понимание того, что духовный мир существует. Но при этом их заносит куда-то в оккультизм. Ну, хотя бы они вежливо выслушивают мои лекции, а «нам не дано предугадать, как наше слово отзовется». Наше дело – нести слово Божие, сеять семена, а там…

В этом, кстати, и неблагодарность миссии проповедника. Ему, как правило, не дано знать о результатах его деятельности.

– Святой Василий Великий проповедовал 26 лет и умер, не увидев плодов своего труда.

8009885.png

Сколько помню, Вы ежегодно упорно штурмуете двухсоткилометровый маршрут крестного хода в Коробейниково. Что для Вас это молитвенное шествие?

– Я там с самого первого крестного хода! Как-то мы пошли в Покровский собор… И увидели объявление про крестный ход. У меня был опыт турпоходов, хорошая экипировка: рюкзак, палатка, спальник, коврик – все было. Быстренько собрались – пошли. Первый крестный ход был необыкновенный, ни с чем сравнить нельзя! Крестоходцев было 48 человек. Нас будто ангелы несли – такая была благодать! Пройдя сорок километров за день, я могла после этого еще перемыть за всеми посуду, меня просто переполняли силы. Никогда в жизни такого больше не было. Есть не хотелось. Я как старый турист набрала с собой сухофруктов и все это раздавала. Потом, начиная со второго крестного хода, надо было идти уже своими силами – такого чуда, как в первый раз, не было. А хотелось!.. Не зря говорят: кто хоть раз сходит в крестный ход, те уже живут от крестного хода до крестного хода.

Отец Кирион, например. Ему 76 лет, а он встречает знакомых приветствием: «С наступающим!..» Конечно же, имея в виду «…крестным ходом».

– Да! Это уже образ жизни, по-другому уже нельзя. Ждешь последнюю декаду июня.

Кто Ваш идеал в жизни земной и вечной?

– У старца Паисия в воспоминаниях говорится об одном епископе. Он служил в Александрии. В молодости, уже будучи епископом, он попал в больницу в реанимацию. Чувствовал, что помирает. Дал обет уйти на Афон, стать монахом. Потом двадцать лет не мог исполнить этот обет – его не отпускали. И вот наконец-то его отпустили. Он пришел, нашел там какого-то старца, стал проситься к нему в послушники, тот долго не хотел его брать, потом все-таки взял, но с условием: семь лет ты будешь молчать. И вот он уже послушником делал все, что надо: посуду мыл, на стол накрывал. Часто к старцу приходили люди, которые говорили: «Григорий Палама сказал то-то и то-то» или «Василий Великий молвил…». Его аж разрывало изнутри, ему хотелось сказать: «Григорий Палама никогда этого не говорил!» И про Василия Великого хотелось поправить. У него было хорошее образование, и он много знал... Прошло семь лет. Старец ему сказал: «Все, можешь говорить». А он в ответ: «Мне нечего сказать». Вот это мой идеал! Потому что на самом деле нам нечего сказать.

…Все уже сказано до нас?!

– Да, да. Вот эта история мне в душу запала. Ну, а по большому счету для всех нас идеал – это Господь наш Иисус Христос. И Божия Матерь.

35434321.png

А часы досуга – чем предпочитаешь заполнять их (любимые фильмы, книги, музыка, песни и пр.)?

– Когда у меня перегорают все соединения в мозгах от напряженной работы, я читаю детективы. Для меня это показатель, что ничего другого в этот момент просто делать не могу. Очень люблю детективы (со смехом) Александры Марининой. У нее они с христианской подосновой.

Еще люблю читать Дарью Донцову. У нее хоть и иронические детективы, но в 90-е годы, когда был такой мрак и ужас и такая депрессия, иногда даже денег не было, чтобы поехать на работу, мне попались какие-то ее книги. И я как бы проснулась. К тому времени я дошла до того, что даже перестала читать. Этот эпизод сравниваю с историей, происшедшей с князем Мышкиным в «Идиоте» Достоевского. Когда его совершенно больного везли в Швейцарию, он услышал крик осла на базаре, и от этого «проснулся». До этого он был полный идиот, а тут стал воспринимать все окружающее. Он говорил, мол, с тех пор я очень люблю ослов. Со мной произошло что-то похожее, и после книг Донцовой я снова стала читать. У Донцовой все не просто так. До этого она пережила онкологическое заболевание. И выздоровела. И когда уже пришла после операции в себя, почему-то у нее появилась твердая уверенность, что надо писать. И по не понятной для меня причине ее книги на меня действуют как антидепрессант.

А по жизни у меня любимый писатель – Достоевский. Он представитель экзистенциальной философии, и считается, что экзистенциалисты у него почерпнули свои идеи. Основные его произведения я прочитала раз по десять-пятнадцать, и каждый раз Господь открывает какую-то глубину, что-то новое. Почему Раскольников совершил преступление? Потому что ему была попущена слабость духовных сил за бунт против Бога. Он же передумал старуху-процентщицу убивать, а на него как наваждение нашло: пошел и убил…

Еще у меня есть подборка фильмов под рубрикой «Англотерапия». Люблю смотреть фильмы по произведениям Джейн Остин: «Гордость и предубеждение», «Разум и чувства»…Там видно, что Англия XIX века – это страна с устоявшимися христианскими традициями – как люди себя ведут, как общаются. В них большая гармония. И христианская подоснова. Главные герои страдают, переживают, преодолевают скорби и в конце получают земное счастье, соединяются вместе любящие души.

Люблю слушать духовные клиросные песнопения в храме. А ни инструментальную музыку, ни песни совершенно не воспринимаю. Такая особенность. Вот живопись люблю.

Кратко подводя предварительный итог, можно сказать, что жизнь удалась? Можете ли Вы воскликнуть подобно Фаусту: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!»

– Самое главное – произошла встреча с Богом! Обретена вера. А все остальное… Мы проходим свой путь. Каждый из нас должен пройти свой скорбный путь, свою Виа Долороза (улица в Иерусалиме, по которой пролегал путь Иисуса Христа к распятию, в переносном смысле «крестный путь» – прим.). Только он нам дается мелкими порциями. Что-то мне может не нравиться, что-то угнетает. Но это все внешнее. А самое главное уже произошло. И это никуда не денется. А так – впереди может быть еще много чего. Я вспоминаю, какое восприятие у меня было в сорок лет, в сорок пять, даже в пятьдесят. С каждым годом становишься умнее. Меняется глубина восприятия – она возрастает. Больше начинаешь понимать суть явлений. И чем старше человек, тем это усиливается. Считается, что долголетие – это милость Божия к человеку, потому что он может расти духовно. Поэтому я свою жизнь воспринимаю в непрерывности, не ощущаю рубежа. Мне кажется: чем ты будешь старше, тем мудрее и умнее. А жизнь будет все интересней и интересней. Впрочем, не могу сказать, что всему радуюсь, по темпераменту я скорее меланхоликю

Но настрой, я вижу, оптимистический.

– В общем, да. Конечно, обидно, когда ты отпахал тридцать лет с утра до вечера, не видя белого света, а зарплата ниже, чем у грузчика в магазине.

А может, Господь специально попускает такую ситуацию, чтобы мы не впадали в грех сребролюбия? Ведь роскошь засасывает, богатство развращает.

– И я пришла к такому выводу, что мы не превратимся в общество потребления. Как-то разговаривала с француженкой, и она мне рассказала про жительницу США: зарплата хорошая, столько всего в магазинах, и она покупает вещи – у нее двенадцать пар кроссовок, двадцать пар туфель, все это, даже не ношеное, она потом идет и выбрасывает на помойку. А у них начальница заходит в магазин, ей нравится и то, и это, она все это покупает. А потом чемоданами ни разу не надеванное приносит на работу: берите, люди. И когда она мне все это рассказала, я подумала, что общество потребления – это не для нас. Возможно, нас Господь таким путем ведет, чтобы сердце жиром не заросло.

Беседовал Владимир КЛИМЕНКО

В основе материала – публикация журнала «Алтайская миссия»


Все новости раздела




Другие новости раздела:

17 февраля в Алтайском крае отделом религиозного образования и катехизации Барнаульской епархии проведенРегиональный тур Всероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры. Олимпиада проходила в Регентской школе при ...
Проректор Барнаульской духовной семинарии иерей Анатолий Бочкар 18 февраля принял участие в заседании Совета ректоров организаций высшего образования Алтайского края и Республики Алтай. Председатель Совета ректоров региона Андрей Михайлович ...
16 февраля на территории барнаульского парка Арлекино прошло праздничное мероприятие, посвященное Православному дню молодежи. Праздник День православной молодежи прошел при организации проекта Михутка, совместно с Барнаульской епархией 16 ...
В воскресенье, 16 февраля, к учащимся воскресной школы Димитриевской церкви приезжал в гости детский образцовый самодеятельный коллектив Алтайского края театральная студия Окно центра детского творчества Октябрьского района Барнаула. Ребятам ...