Русская Православная Церковь
Московский Патриархат, Алтайская Митрополия
Барнаульская Епархия

Новости

Версия для печати

Стояние Марии Египетской

10.04.2019

Вечером в среду 10 апреля 2019 года, на пятой неделе Великого поста, в Александро-Невском Соборе была совершена особая великопостная служба – Стояние Марии Египетской

Службу возглавил Благочинный Барнаульского городского округа, Настоятель Александро-Невского Собора протоиерей Андрей Басов. Настоятелю сослужили: иерей Михаил Ралдугин, иерей Николай Носков, иерей Дионисий Рейм.

Неделя Марии Египетской 

Святая Мария Египетская – полвека на пути к Свету

В пятое воскресенье (неделю) Великого поста Православная Церковь вспоминает преподобную Марию Египетскую. О том, как бывшая блудница стала одной из самых почитаемых святых в Православии и о значении ее личности для современных христиан «Фоме» рассказал священник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, ключарь Подворья праведной Тавифы в Яффе (г. Тель Авив, Израиль) протоиерей Игорь Пчелинцев.  

Покаяние как любовь к Богу

В первые века христианства люди часто уходили в пустыню, где подвизались и молились, не имея при этом монашеского пострига, но по-сути ведя монашеский образ жизни. Их жизнь заключалась в очищении своего сердца от страстей и усиленной молитве за весь мир. Это был их путь спасения. Такой же путь выбрала и преподобная Мария Египетская. Святая Мария, не будучи монахиней, сознательно выбрала для себя отшельническую жизнь, в которой провела практически полвека. После нескольких лет разгульной жизни она выбрала ее совершенно нежданно, следуя благословению Богородицы.

Из Жития святой мы знаем, что она обратилась к покаянию и Богу, испытав чувство страха и ужаса после того, что невидимая сила не впустила ее в Храм Гроба Господня. Страх – понятие многозначное. Есть страх и ужас, который разрушает, приводит человека в отчаяние – это бесовский страх, а страх Божий – это совсем иное. Он проистекает из любви к Богу, из ужаса от того, что лично я своими грехами оскорбил величие Бога. Этот страх и приводит человека к покаянию, а не к отчаянию и смерти.

Так, например, когда апостол Петр предал Иисуса Христа, на него напал такой страх от содеянного, что он заплакал горькими слезами. Осознав свой грех, после Воскресения он пришел к Господу, покаялся и был восстановлен в своем апостольском достоинстве. И даже стал в итоге первоверховным апостолом. Иуда тоже предал Христа, но в отличие от апостола Петра, отчаялся в своем спасении, потерял веру в милость Божию и удавился. Из толкований святых отцов нам известно, что Иуда действовал по наущению беса, соглашаясь с его волей. В конечном счете, он исполнил его последнюю волю – пошел и удавился. Вот это и есть два пути страха – один страх Божий, а другой – страх бесовский. Страх из любви и страх от отчаяния.

Вероятно, тогда, на пороге храма, к святой Марии также пришли страх и ужас от осознания того, как и чем она жила. Ведь даже будучи в Святом Граде – Иерусалиме – она искушала паломников на блуд вместо того, чтобы молиться перед святынями. И вот, когда она все это осознала, ее и охватил страх, а за ним проснулась совесть, пришли любовь к Богу и покаяние.

Спасение вокруг нас

До покаяния преподобная Мария прожила примерно семнадцать лет во грехе. Ей потребовалось столько же лет, чтобы победить в себе свои страсти. Она до изнеможения боролась с ними, уйдя в пустыню. Для нас главное здесь в том, что она хотела победить свои страсти и, в конце концов, победила. Важно понять, что любой человек, где бы он ни жил – в пустыне или в современном городе – способен на то же. Если осознает, что он подвержен страстям, и искренне захочет победить их в себе. Однако делает это он не столько своими собственными силами, так как их недостаточно, а с Божией помощью и с помощью того, что дает нам Церковь. В первую очередь, нам помогают таинства Покаяния и Причащения, благочестивая мирная жизнь в согласии со Словом Божиим.

Иногда приходится слышать, что человеку, который ушел в пустыню или в лес, побороть свои страсти гораздо легче – он не видит соблазнов, не общается с людьми, а только молится в тишине и тем самым спасается… Но из житий многих святых, в том числе и преподобной Марии Египетской, нам известно, что в пустыне (уединенном, отшельническом месте) человек восходит на совершенно иной уровень борьбы с демонами. И там они его не оставляют. Как именно проходят там борения подвижников с вражескими силами один на один, мы, находящиеся в миру, не представляем. Лишь частично мы это можем узнать из тех свидетельств житий святых, которые до нас дошли. Но, в конечном счете, цель у всех одна, и у монахов, и у мирян – это спасение, вечная жизнь с Богом. Только пути к этому могут вести разные.

Мы можем вдохновляться примером святого, но не можем копировать в точности его опыт. Так из жития Марии Египетской известно, что она причащалась всего два раза в жизни – перед уходом в пустыню, в монастыре на берегах реки Иордан, когда покаялась, и еще раз фактически в день своей кончины. Но этот пример для нас, современных христиан, конечно же, не показателен. Хотя сторонники редкого причащения могут его приводить как аргумент. Святая Мария желала причастия, но не имела такой возможности – в глубине Иорданской пустыни, где она подвизалась, не было ни храма, ни монастыря.

Современный человек, особенно живущий в России, где много храмов и монастырей, напротив должен использовать любую возможность, чтобы участвовать в жизни своего прихода, церковной общины и, в первую очередь, в ее евхаристической жизни. Причащаться раз в жизни, даже ориентируясь на пример святых, современному верующему не стоит. Мы знаем и другие примеры того, что многие пустынножители, в том числе преподобный Серафим Саровский, живя в уединении, по субботам и воскресеньям возвращались в свои обители, чтобы исповедоваться, причаститься и принять участие в совместной трапезе, бывшей продолжением Литургии.

А для того, чтобы погрузиться в духовный смысл пустынножительства святой, я бы очень советовал всем не пропускать мимо себя житие Марии Египетской. Оно читалось недавно на службе «стояние Марии Египетской», на мой взгляд, одной из самых глубокомысленных и красивых служб Великого поста. Если по каким-либо причинам вы пропустили это богослужении, прочтите сами этот удивительный богословско-поэтический рассказ полностью.

 

. Фото 1
. Фото 2
. Фото 3
. Фото 4
. Фото 5
. Фото 6
. Фото 7
. Фото 8
. Фото 9
. Фото 10
. Фото 11


Теги: Стояние Марии Египетской


Все новости раздела




Другие новости раздела:

7 апреля 2019 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, в Александро-Невском соборе совершена Литургия Василия Великого. Богослужебные песнопения исполнила Регентская школа при Барнаульской Духовной Семинарии совестно с хором Собора. По ...
31 марта 2019 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, в Александро-Невском Соборе совершена вторая Пассия. Богослужение совершили настоятель храма протоиерей Андрей Басов. Ему сослужило духовенство Собора.     Пассия ...
30 марта 2019 года, в канун Недели 3-й Великого поста, Крестопоклонной, в Александро-Невском Соборе совершено всенощное бдение с чином выноса Честного и Животворящего Креста Господня. Неделя Крестопоклонная  31 ...
В день памяти сорока мучеников, в озере Севастийском мучившихся, 22 марта, Благочинный Барнаульского городского округа протоиерей Андрей Басов совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Александро-Невском Соборе. Настоятелю сослужили его ...