Русская Православная Церковь
Московский Патриархат, Алтайская Митрополия
Барнаульская Епархия

Новости

Версия для печати

27 ноября - Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост

26.11.2017

27 ноября - Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост. 28 ноября - начало Рождественского поста.

Православная Церковь отмечает заговение (последний день) перед началом Рождественского (Филиппова) поста. По традиции, Рождественский пост всегда начинается 28 ноября, так как он является непереходящим, то есть всегда приходится на период с 28 ноября по 6 января.

Заговение на Рождественский пост приходится обычно на день памяти апостола Филиппа — 27 ноября. Поэтому этот пост также еще называют Филипповым, или в просторечии — Филипповки.

Как был установлен Рождественский пост

Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства.  Смысл постов заключается в установлении и воспитании в христианине устремления к духовным достижениям и ценностям, очищению человеческой души. В общем количестве дней в году православные посты занимают около двухсот дней. 

В православии посты делятся на однодневные и многодневные. Существует четыре многодневных поста. Один из них - Рождественский пост, который длится сорок дней. Рождественский пост имеет начало 28 ноября и заканчивается 7 января – великим днем Рождества Христова. Также Рождественский пост имеет второе название – Филипповский пост, так как накануне, 27 ноября празднуется день памяти святого апостола Филиппа. И этот день служит началом Рождественского поста – заговенье Рождественского поста.

Уже с четвертого века св. Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий. Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других - несколько больше. На соборе 1166 года, бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле,  всем христианам было положено хранить пост пред Великим праздником Рождества Христова сорок дней.
 
Антиохийский патриарх Вальсамон писал, что «сам святейший патриарх сказал, что, хотя дни этих постов (Успенского и Рождественского) не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию  и  долженствуем поститься... от 15 дня ноября».
   
Рождественский пост - последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 - по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост.  

Рождественский пост - зимний пост, он служит для нас к освящению последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова.
   
Лев Великий пишет: «Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий».
   
По словам Льва Великого, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды. «Как Господь ущедрил нас плодами земли, - пишет святитель, - так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным».
     
По словам Симеона Фессалоникийского, «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».
     
Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.
 

Когда начали праздновать Рождество Христово


Начало этого праздника относится ко временам Апостолов. В Апостольских постановлениях говорится: «Храните, братия, дни праздничные, и, во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25-й день десятого месяца» (desembri). Там же сказано: «День Рождества Христова да празднуют, в он же нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру».
     
Во втором столетии на день Рождества Христова, 25 декабря (юлианского календаря), указывает Климент Александрийский.
     
В третьем веке о празднике Рождества Христова упоминает св. Ипполит.
     
Во время гонений христиан Диоклетианом, в начале четвертого века, в 303 году, 20000 никодимийских христиан было сожжено в храме в самый праздник Рождества Христова.
     
С того времени, когда Церковь получает свободу и делается господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова мы находим во всей Вселенской Церкви, как это можно увидеть из поучений св. Ефрема Сирина, св. Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, св. Амвросия, Иоанна Златоустого и других отцов Церкви четвертого века на праздник Рождества Христова.
  
Никифор Каллист, писатель семнадцатого века, в своей церковной истории пишет, что император Юстиниан в шестом веке установил праздновать Рождество Христово по всей земле.
    
В пятом веке Патриарх Константинопольский Анатолий, в седьмом Софроний и Андрей Иерусалимские, в восьмом св. Иоанн Дамаскин, Козьма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в девятом преподобная Кассия и другие, имена которых нам неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, которые и ныне звучат в храмах для прославления светло празднуемого события.

Теги: Александро-Невский Собор


Все новости раздела




Другие новости на эту тему:

15.12.2017 Объявление
Объявление   Дорогие братья и сестры!   Напоминаем Вам, что в преддверии великого праздника Рождества Христова, в Александро-Невском Соборе  16 декабря (суббота) состоится генеральная уборка после Божественной Литургии.

13.12.2017 Поздравляем Настоятеля Александро-Невского Собора с днем Ангела!
Сегодня, 13 декабря, в день памяти святого апостола Андрея Первозванного, клирики и прихожане Александро-Невского Собора поздравили протоиерея Андрея Басова с Днем Тезоименитства. Божественную литургию возглавил Настоятель Александро-Невского

12.12.2017 Поздравление с Днем Тезоименитства Настоятелю Александро-Невского Собора протоиерею Андрею Басову!
Его Высокопреподобию Протоиерею Андрею Басову, Секретарю Барнаульской Епархии, Настоятелю Александро-Невского Собора г. Барнаула   Глубокоуважаемый отец Андрей!                 Примите искренние

12.12.2017 Поздравление с днем тезоименитства диакону Андрею Полковому!
  Сердечно поздравляем диакона Андрея Полкового  с Днем Тезоименитства!     Дорогой отец Андрей, желаем Вам всесильной помощи Божией, здравия и спасения, а также долгой, благополучной и счастливой жизни! Да поможет Вам


Другие новости раздела:

Поздравляем иерея Николая Носкова с Днем Рождения!   Дорогой отец Николай! Примите искренние поздравления в честь Вашего дня рождения. Желаем Вам надежного здравия и благополучия, светлой надежды и тепла в Вашем доме, ...
Сегодня, 13 декабря, в день памяти святого апостола Андрея Первозванного, клирики и прихожане Александро-Невского Собора поздравили протоиерея Андрея Басова с Днем Тезоименитства. Божественную литургию возглавил Настоятель Александро-Невского ...
Его Высокопреподобию Протоиерею Андрею Басову, Секретарю Барнаульской Епархии, Настоятелю Александро-Невского Собора г. Барнаула   Глубокоуважаемый отец Андрей!                 Примите искренние ...
  Сердечно поздравляем диакона Андрея Полкового  с Днем Тезоименитства!     Дорогой отец Андрей, желаем Вам всесильной помощи Божией, здравия и спасения, а также долгой, благополучной и счастливой жизни! Да поможет Вам ...