Русская Православная Церковь
Московский Патриархат, Алтайская Митрополия
Барнаульская Епархия

Новости

Версия для печати

27 ноября - Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост

26.11.2017

27 ноября - Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост. 28 ноября - начало Рождественского поста.

Православная Церковь отмечает заговение (последний день) перед началом Рождественского (Филиппова) поста. По традиции, Рождественский пост всегда начинается 28 ноября, так как он является непереходящим, то есть всегда приходится на период с 28 ноября по 6 января.

Заговение на Рождественский пост приходится обычно на день памяти апостола Филиппа — 27 ноября. Поэтому этот пост также еще называют Филипповым, или в просторечии — Филипповки.

Как был установлен Рождественский пост

Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства.  Смысл постов заключается в установлении и воспитании в христианине устремления к духовным достижениям и ценностям, очищению человеческой души. В общем количестве дней в году православные посты занимают около двухсот дней. 

В православии посты делятся на однодневные и многодневные. Существует четыре многодневных поста. Один из них - Рождественский пост, который длится сорок дней. Рождественский пост имеет начало 28 ноября и заканчивается 7 января – великим днем Рождества Христова. Также Рождественский пост имеет второе название – Филипповский пост, так как накануне, 27 ноября празднуется день памяти святого апостола Филиппа. И этот день служит началом Рождественского поста – заговенье Рождественского поста.

Уже с четвертого века св. Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий. Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других - несколько больше. На соборе 1166 года, бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле,  всем христианам было положено хранить пост пред Великим праздником Рождества Христова сорок дней.
 
Антиохийский патриарх Вальсамон писал, что «сам святейший патриарх сказал, что, хотя дни этих постов (Успенского и Рождественского) не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию  и  долженствуем поститься... от 15 дня ноября».
   
Рождественский пост - последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 - по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост.  

Рождественский пост - зимний пост, он служит для нас к освящению последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова.
   
Лев Великий пишет: «Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий».
   
По словам Льва Великого, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды. «Как Господь ущедрил нас плодами земли, - пишет святитель, - так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным».
     
По словам Симеона Фессалоникийского, «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».
     
Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.
 

Когда начали праздновать Рождество Христово


Начало этого праздника относится ко временам Апостолов. В Апостольских постановлениях говорится: «Храните, братия, дни праздничные, и, во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25-й день десятого месяца» (desembri). Там же сказано: «День Рождества Христова да празднуют, в он же нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру».
     
Во втором столетии на день Рождества Христова, 25 декабря (юлианского календаря), указывает Климент Александрийский.
     
В третьем веке о празднике Рождества Христова упоминает св. Ипполит.
     
Во время гонений христиан Диоклетианом, в начале четвертого века, в 303 году, 20000 никодимийских христиан было сожжено в храме в самый праздник Рождества Христова.
     
С того времени, когда Церковь получает свободу и делается господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова мы находим во всей Вселенской Церкви, как это можно увидеть из поучений св. Ефрема Сирина, св. Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, св. Амвросия, Иоанна Златоустого и других отцов Церкви четвертого века на праздник Рождества Христова.
  
Никифор Каллист, писатель семнадцатого века, в своей церковной истории пишет, что император Юстиниан в шестом веке установил праздновать Рождество Христово по всей земле.
    
В пятом веке Патриарх Константинопольский Анатолий, в седьмом Софроний и Андрей Иерусалимские, в восьмом св. Иоанн Дамаскин, Козьма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в девятом преподобная Кассия и другие, имена которых нам неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, которые и ныне звучат в храмах для прославления светло празднуемого события.

Теги: Александро-Невский Собор


Все новости раздела




Другие новости на эту тему:

12.09.2018 В главном храме Александро-Невского комплекса в Барнауле совершена первая Литургия
12 сентября, в день памяти святого благоверного, великого князя Александра Невского, состоялось историческое событие – впервые с момента строительства собора в главном, еще строящемся храме Александро-Невского комплекса была

08.09.2018 Первая литургия в строящемся соборе
12 сентября 2018 года, в день памяти святого благоверного и великого князя Александра Невского, состоится историческое событие – впервые с момента строительства Собора в главном, еще строящемся, храме Александро-Невского комплекса будет

19.01.2018 19 января - Крещение Господне
19 января 2018 года, в праздник Святого Богоявления — Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, секретарь Барнаульской Епархии, Настоятель Александро-Невского Собора протоиерей Андрей БАСОВ совершил Божественную литургию

19.01.2018 Всенощное бдение в праздник Крещения Господня
18 января 2018 года, в канун праздника Крещения Господня, секретарь Барнаульской Епархии, настоятель Александро-Невского Собора протоиерей Андрей БАСОВ совершил Всенощное бдение в Богоявленском храме Александро-Невского храмового комплекса.


Другие новости раздела:

 20 сентября 2018 года, в канун праздника Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, протоиерей Андрей Басов совершил всенощное бдение в Александро-Невском Соборе.   Рождество Пресвятой Владычицы нашей ...
12 сентября, в день памяти святого благоверного, великого князя Александра Невского, состоялось историческое событие – впервые с момента строительства собора в главном, еще строящемся храме Александро-Невского комплекса была ...
МОЛИТВЫ Тропарь Собору и Усекновению главы Иоанна Предтечи глас 2 Па́мять пра́веднаго с похвала́ми,/ тебе́ же довле́ет свиде́тельство Госпо́дне, Предте́че:/ пока́зал бо ся еси́ вои́стину и ...
В Барнауле, на площади Победы, 8 сентября прошел День памяти и скорби, приуроченный к началу блокады Ленинграда. Она началась 8 сентября 1941 года и длилась почти 900 дней. Участие в мероприятии принял клирик Александро-Невского храмового ...